Малый бизнес: основные особенности, отличия, перспективы

Средние предприятия

В ст. 4 209-ФЗ закреплено, что относится к среднему бизнесу: это хозяйствующие субъекты со среднесписочной численностью работников от 101 до 250 человек и с годовым доходом до 2 млрд руб. По сравнению с малыми средние предприятия включают целые сети компаний, работающие на большую потребительскую аудиторию. Эта предпринимательская форма осуществляет свою деятельность не только в пределах одного города, но иногда даже и области. По сравнению с малым бизнесом, где большая роль отведена персоналу, в среднем на первый план ставится качество товара (услуг). Таким компаниям несложно адаптироваться в меняющихся рыночных условиях. Вот примеры среднего бизнеса в России:

  • ОАО «Удмуртнефтепродукт» — нефтяная промышленность;
  • ОАО «Мостостроительный отряд №19» — строительство;
  • ОАО «Щекиноазот» — химическая промышленность;
  • ОАО «Мурманское морское пароходство» — морской транспорт;
  • ОАО «Уральский трубный завод» — черная металлургия.

Что такое средний бизнес?

Следует сказать, что средний бизнес больше бытовое, нежели нормативное, однако в законодательстве данное понятие может использоваться на основе нормативных актов. На основании бытового использования термина «средний бизнес», можно понимать не слишком масштабное предприятие или организацию, однако играет существенную экономическую или хозяйственную роль страны или региона. К такому виду бизнеса можно отнести сеть мастерских, компаний или группу юридических лиц.

 

В законодательстве Российской Федерации четко закреплено понятие и структура среднего бизнеса. Так, к среднему предприятию можно отнести:

 1) Штат из 101-250 сотрудников.

 2) Годовой доход составляет — от 801 млн. до 2 млрд. рублей.

Именно на такие показатели разделяют малые и средние компании и предприятия. Несомненно, что при открытии даже самой скромной сети мастерских или салонов красоты в окрестностях региона или города, юридически это будет относиться к среднему бизнесу, так как проходит по структуре и понятиям среднего бизнеса.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики — свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство — это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство — это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Основные характеристики предпринимательства

Любая форма ведения дел наделена особенностями, присущими только ей.

Черты малого бизнеса

Действующее законодательство прописывает критерии, по которым распознаются размеры бизнеса.

Основными принято считать следующие:

  1. Среднесписочная численность наёмных сотрудников.
  2. Доход компании за период одного года функционирования.

Опираясь на указанные критерии, а также на ФЗ под номером 209, к малым коммерческим организациям относятся фирмы, где:

  • количество привлекаемых по договору найма граждан не превышает ста человек;
  • годовой доход не превысит 800 миллионов рублей.

Естественно, не каждый начинающий ИП способен попасть под описанные критерии, которые выставляет малый средний бизнес. Если работа предпринимателя не соответствует указанным нормам, тогда по юридической классификации деятельность считается микробизнесом.

Признаки среднего бизнеса

В российском законодательстве в категорию среднего бизнеса подпадают предприятия, которые влияют на хозяйственную и экономическую составляющую региона или государства.

Согласно классификации, средний бизнес в России ведут компании или предприятия, где:

  • число наёмных работников составляет от 101 до 250 человек;
  • доход за год равен от 801 миллиона до 2 миллиардов рублей.

Предпринимателю стоит понимать, что открыв в регионе не один, а сразу сеть салонов красоты, деятельность подпадает под определение компания среднего бизнеса. Соответственно, издержки и послабления следует искать в законах, касающихся этого сегмента работы.

Большой или крупный бизнес

К субъектам крупного бизнеса можно смело относить большие компании, производящие продукцию под раскрученными брендами.

Согласно классификации, к крупному бизнесу относятся организации, которые:

  1. Имеют штат работников не меньше 251 человек.
  2. Получают ежегодный доход на уровне не менее 2 миллиардов.
  3. Способны своевременно проводить инвентаризацию, а также переоценивать основные фонды и объём бизнеса.

Для таких компаний не составляет проблем ежемесячно тратить крупные денежные суммы на маркетинговые мероприятия, продвигающие выпускаемую продукцию.

Кроме того, в каждом регионе страны эти компании стараются обеспечить присутствие собственного филиала или отдельного подразделения.

Отличия малого от среднего бизнеса

МБ – главным образом самозанятость либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль. Средний бизнес – это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий