Что должен знать ИП без работников – вопросы о налогах и взносах, отчетности, пенсии

Правила найма сотрудников

Имеет ли право ИП на патенте нанимать работников? Да, индивидуальный предприниматель вправе заключить договор с сотрудниками, но в количестве не больше пяти человек. При этом часы рабочего времени не учитываются. После оформления сотрудников ИП переходит в статус работодателя, который должен выполнять требования ГК и ТЗ. Нанятые люди становятся работниками только после начала выполнения порученной им деятельности и при наличии трудового договора.

Ограничения по штату работников

Во всемирной паутине можно найти массу ответов на вопрос о том, какое максимальное количество сотрудников индивидуальный предприниматель может нанять на работу. Приводится цифра в 100 человек.

Однако в соответствии с действующим нормативно – правовым полем ограничений по числу сотрудников для ИП нет. В данном случае дело касается льготной системы налогообложения, на которой так стремятся работать предприниматели. С этой же точки зрения ограничения действительно введены.

Legs.jpg

Так, если ИП предпочитает работать на патентной системе налогообложения, то он может позволить себе нанять максимум 15 сотрудников. При упрощенной системе налогообложения эта цифра возрастает до 100 человек. В случае выбора общей системы налогообложения предприниматель не ограничен в количестве нанимаемого персонала.

Рассматривая данный вопрос, следует также помнить и о том, что при подсчете учитывается не количество живых душ, а среднесписочная численность персонала за отчетный период. Таким образом, у предпринимателя есть возможность маневрировать в рамках данного вопроса.

Риски для предпринимателя

Но рассчитанная выше выгода очевидна лишь на первый взгляд. Дело в том, что при сотрудничестве с предпринимателем его бывший работодатель перестанет перечислять за него страховые взносы. ИП будет платить их сам, но в гораздо меньшем размере. Это приведет к тому, что его страховой стаж и пенсионный коэффициент будет накапливаться медленнее, и пенсия будет небольшой.

Есть еще и другие гарантии, которые обеспечивает работа по трудовому договору. Например, ежегодный оплачиваемый отпуск, пособие по временной нетрудоспособности (больничный), декретные и другие выплаты. Некоторые работодатели компенсируют использование личного автомобиля, транспортные расходы, затраты на мобильную связь, на занятия спортом. Но все это закончится с прекращением трудовых отношений.

Кроме того, проверяющие органы могут заподозрить подмену типа договора. Это может быть расценено, как желание работодателя сэкономить на обязательных платежах. Если отношения между фирмой и ИП имеют признаки работы по найму, договор могут переквалифицировать в трудовой, доначислив все налоги и взносы.

Например, если в договоре с ИП работодатель пропишет, что тот должен исполнять правила внутреннего распорядка, которые приняты в компании, то это будет явным признаком трудовых отношений. То же самое касается установления в договоре с предпринимателем выплат, которые относятся к трудовым, — компенсаций, премий, расчета заработной платы на основе оклада и так далее.

Отличие работы по найму и сотрудничества с компанией в статусе ИП заключается еще и в том, кто должен обеспечить условия труда. Если человек работает по найму, то это обязанность работодателя. Если же он нанят на выполнение определенной работы как предприниматель, то обеспечить условия труда он должен сам. Это значит, например, что он должен использовать собственный инструмент, технику и прочее. Вместе с тем он вправе не соблюдать установленный в компании распорядок дня, равно как и не подчиняться каким-то иным внутренним документам.

Можно ли наняться в компанию, будучи ИП

Бывает, что гражданин открыл свой бизнес, но пока не получил желаемого результата либо ему поступило выгодное предложение о работе. Может ли он снова устроиться в компанию со статусом ИП? Конечно, никаких препятствий для этого нет. Важно лишь помнить о том, что индивидуальный предприниматель все время, пока он зарегистрирован в этом статусе, платит за себя взносы на пенсионное и медицинское страхование. Это не зависит от того, ведет он деятельность или нет. Если предприниматель решил полностью покончить с бизнесом и работать по найму, ему нужно сняться с регистрации.

Прочие документы

Помимо оформления договора, предприниматель должен выпустить приказ о приеме на работу. Затем необходимо сделать запись в трудовой книжке сотрудника. Как она должна выглядеть, показано на изображении ниже.

2852264.jpg

Если сотрудник нанимается впервые, то на него следует оформить СНИЛС. Также на каждого сотрудника нужно завести личную карточку Т-2.

В связи с наймом работников следует выпустить несколько внутренних нормативных актов. Это должен знать каждый предприниматель, который планирует нанимать работников. Может ли ИП этого не делать? Законодательство не содержит оговорок для работодателей-предпринимателей, а значит, на них распространяются те же требования в части документов, что и на компании. Итак, у предпринимателя должны быть:

  1. Правила внутреннего распорядка (правила ВТР). В документе нужно указать основные положения о приеме сотрудников на работу и об их увольнении, перечислить необходимые документы для оформления трудовых отношений, прописать права и обязанности сторон, режим работы и отдыха, правила оплаты труда и поощрения.
  2. Штатное расписание. Это перечень должностей сотрудников и их оклады.
  3. Положение о персональных данных работников.
  4. Инструкция по охране труда.
  5. Положение о заработной плате и премировании.
  6. График отпусков (составляется на каждый следующий год).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий